Home

Previous Entry | Next Entry

Mar. 22nd, 2007

  • 2:04 PM
nature
День поэзии я праздновала так. Поставила видеокассету с фильмом "Анна Ахматова  Борис Пастернак". 1998 г.
Почитала с Аллой Демидовой стихи Ахматовой дуэтом, выпила десертного вина грамм двести. В очередной раз поразилась тому, что Реквием, написанный, нет, сочиненный, тоже нет, о, - созданный в конце 38-го, хранился только в памяти А.А., и друзей до 1962 года. Больше двадцати лет!!! Невероятно! Какая поэзия и история знают подобное?! Только русская!  В пастернаковской части фильма была Ольга Ивинская, было заседание ЦК ВЛКСМ, где гэкающий придурок, коверкая фамилию, сравнивал Бориса Пастернака со свиньей, используя при этом народные пословицы и поговорки про стадо овец и повадки упомянутого первым животного. Это после известия о Нобелевской премии. Поздравить же его успел Корней Чуковский, даже выпили чарочку в день получения телеграммы. И тем же днем оно началось… Чума!
Почти все стихи в этом фильме я знаю на память, как оказалось. Мощнейший визуальный кадр.  По дачной  улице в Переделкино ветер гонит опавшие листья с такой невероятной силой, что даже подумалось, - не иначе, как насос поставили киношники. Но, ведь, вряд ли?!
 
Мне немного не по себе от современной поэзии мейнстрима. 

Ночью зашел композитор Д.К., забрал аккордеон для своих музицирований.
 

Comments

[info]mbgete wrote:
Mar. 22nd, 2007 12:17 pm (UTC)
Хочу фильм посмотреть! Особенно на Ивинскую тянет взглянуть - женщину, погубившую поэта.
[info]helen_hludenko wrote:
Mar. 22nd, 2007 12:29 pm (UTC)
Пожалуйста! Вопрос только в силе твоего желания. Моя ближайшая вылазка из норки - Лев Рубинштейн в Бабуине. Если будет, то 28-го.
Ивинская в фильме разговаривает. Насладишься. Но я с тобой не согласна совсем. Что значит, погубила? Ты читала Быкова уже?
[info]induktor wrote:
Mar. 22nd, 2007 12:35 pm (UTC)
Ого, Рубік приїздить! А я, до речі, зараз якрах читаю спогади про Чуковського.
П.С. Скажи, а про Пастернака зАхматовою у тебе лише касета? Немає ДВД там чи МПЕГ4? Млже поділишся? А я б тобі "Носферату..." 1922 року залив би :))
[info]helen_hludenko wrote:
Mar. 22nd, 2007 12:44 pm (UTC)
Нету. Но я как раз с Ахматовой начинаю просмотр старого домашнего видео с целью отцифровки. Что, цифровать эту? Думаешь, я знаю, что такое "Носферата"?
[info]induktor wrote:
Mar. 22nd, 2007 12:55 pm (UTC)
Стидно, стидно, дєвушка... А єщьо, навєрноє, в комсомолє і маньєрізмє наікуртуазнєшном состоялі/ітє... "Носферату. Симфонія ужаса" - це фільм Мурнау, одного з найвидатніших експресіоністів, про Дракулу. Але тут інше питання - до чого я приплів "Носферату...", га? Ідіот - сагласєн!
П.С. Звичайно, цифрувати!
[info]helen_hludenko wrote:
Mar. 22nd, 2007 01:11 pm (UTC)
Фильм 1922 года про Дракулу? Мурнау? На хуй. Меня это не интересует.
[info]induktor wrote:
Mar. 22nd, 2007 01:22 pm (UTC)
/червоніє/ А я й не казав ні про якого Дракулу... У мене є диск з піснями Гріши Хорошилова... от... Нах мені ваші Дракули? Ходють тут... /наспівує "Давай сиграєм в преферанс, под Новий год, под Новий год..."/
[info]helen_hludenko wrote:
Mar. 23rd, 2007 09:52 am (UTC)
Я передумала. Я слышала Рубинштейна как-то раз в Москве, мой друг, с которым мы культурно проводим время, тоже видел. Одного раза достаточно.
[info]mbgete wrote:
Mar. 22nd, 2007 02:05 pm (UTC)
Бікова все никак не могу купить.
Моя вілазка тоже нескоро, я болею.
[info]helen_hludenko wrote:
Mar. 22nd, 2007 02:55 pm (UTC)
В таком случае желаю тебе выздороветь! Апельсинчиков привезти?
В воскресенье я планирую кататься по городу, - развозить видики, санки, елочные игрушки.
[info]mbgete wrote:
Mar. 22nd, 2007 03:00 pm (UTC)
Апельсинчики мне Никитин подогнал:)
Посмотрим, что у меня будет в вскр. Скорее всего, вічухаюсь и в лес убегу.
[info]pinolla wrote:
Mar. 22nd, 2007 04:14 pm (UTC)
Душевное празднование Дня поэзии.
Об Ахматовой недавно прочитала 3-томник воспоминаний Лидии Корнеевны Чуковской. Ей удалось создать портрет не легенды, но просто женщины, которая не любит заниматься домашним хозяйством и у которой практически не было своего жилища: все по друзьям да по знакомым. И взаимоотношения ее с Пастернаком нетривиальные.
Да, им многое приходилось хранить в памяти или записывать и тут же сжигать. Страшная им выпала судьба.
[info]helen_hludenko wrote:
Mar. 22nd, 2007 04:37 pm (UTC)
Книга Чуковской грандиозная! Там - время. Два первых тома я читала два раза. С перерывом, конечно, лет в восемь. Об Ахматовой занимательную книжку этим летом прочла "Артур и Анна" некоего Михаила Кралина. Очень нетривиальные отношения, судя по всему, у нее были с Артуром Лурье. Музом он ей был. Поэма без героя - ему посвещена. Лысому, еврейскому, ебучему, бездарному музыкантику. Одно время они жили втроем с Глебовой-Судейкиной. Но дело не в этом. Хотя и в том тоже. Масштаб личности. То ли дело у простых людей, - изменил(а) - развод, и больше никаких контактов, ни звонка тебе, ни привета жопе с новым годом, при встрече - анфас лица - в другую сторону.
[info]ole_lukovoe wrote:
Mar. 22nd, 2007 04:49 pm (UTC)
Простите, а как у "великих"? Так всю жизнь и поддерживали "высокие, высокие отношения" как в "Покровских воротах":))?
[info]helen_hludenko wrote:
Mar. 22nd, 2007 05:10 pm (UTC)
Да. Так и поддерживали, писали письма и скорбели в смерти. Это - аристократизм, вероятно. У Пастернака было одновременно две жены некоторый период времени. А Цветаева! И любовь, и страсть, и ответственность, и семейные ценности, - все это составляет жизнь.
Я могу сказать, что очень рада, что в моей судьбе тоже были нетривиальные мужчины. С бывшем мужем я дружу очень, со вспышками любви с его стороны, порой, несколько бывших любовников часто ходят ко мне в гости с новыми женщинами, с остальными я провожу время с удовольствием и запросто. Кино, выставки, домино, постель, шахматы - все бывает. Да что там, в моей жизни другое случилось всего один раз. И единственное утешение, - о том мужчине не хотят вспомнитать и слышать, мягко говоря, как минимум четыре женщины, плюс я. Пять! Если б не этот факт, я бы себя закорила насмерть. Ну ничего страшного, конечно, слесари еще и морды бьют.
[info]ole_lukovoe wrote:
Mar. 22nd, 2007 05:17 pm (UTC)
V Vas est' golubaya krov'?
[info]helen_hludenko wrote:
Mar. 22nd, 2007 05:38 pm (UTC)
Нет. Я - крестьянка. Может, у них? Вот и последняя долгая страсть - исландский аристократ. Такие дела. Да и предпоследняя тоже - советский аристократ-художник. О-у-а! (вспомнает) Два первых мужа - уж точно дети аристократов были, по советским меркам, конечно. Один сын программиста-гения, возглавившего первый киевский вычислительный центр, второй - сын врача, - потомственного львовского гинеколога. По крайней мере, дом, который я видела - меня впечатлил. Там разве что Пикассо не успели приобресть.
Я старалась быть достойной своих мужчин. Например, не посмела ни слова грубого сказать ни разу даже когда отец моего сына (тот же самый, да, да) забыл о нем лет на десять. Голубую кровь расстреляли, сгноили в лагерях, изгнали куда подальше, как вы помните. Мое же происхождение - туманно. Надеюсь, я все-таки грузинка.
[info]ole_lukovoe wrote:
Mar. 22nd, 2007 05:45 pm (UTC)
Мое же происхождение - туманно.
A mozhet tak?

- Ах, королева, вопросы крови - самые сложные вопросы в мире! И если бы расспросить некоторых прабабушек и в особенности тех из них, что пользовались репутацией смиренниц, удивительнейшие тайны открылись бы, уважаемая Маргарита Николаевна. Я ничуть не погрешу, если, говоря об этом, упомяну о причудливо тасуемой колоде карт. Есть вещи, в которых совершенно недействительны ни сословные перегородки, ни даже границы между государствами. Намекну: одна из французских королев, жившая в шестнадцатом веке, надо полагать, очень изумилась бы, если бы кто-нибудь сказал ей, что ее прелестную прапрапраправнучку я по прошествии многих лет буду вести под руку в Москве по бальным залам.


[info]helen_hludenko wrote:
Mar. 22nd, 2007 05:52 pm (UTC)
Re: Мое же происхождение - туманно.
Ай да, Михайла Афанасиевич, ай да гений, а не то, что вы подумали! Да, без сомнения.
Я - королева и поэт. И посему, у вас вопросов больше нет.
[info]ole_lukovoe wrote:
Mar. 22nd, 2007 05:57 pm (UTC)
И посему, у вас вопросов больше нет.
A vot eto uzhe neskol'ko grubovato. Ne po-korolevski.
Ya ne xotela vas citatoj obidit'. Naoborot, ya Vam namekom skazala, chto mne kazhetsya, chto v Vas chto-to aristokraticheskoe est'.
Nu da ladno, ostavim obwenie.
[info]helen_hludenko wrote:
Mar. 22nd, 2007 06:01 pm (UTC)
Re: И посему, у вас вопросов больше нет.
Я устала, Оленька. Мне надо домой, а дом - без компа. Я бы проговорила с вами ночь, но не могу, простите. Надо же как-то было завершить беседу, и тут зарифмовалось...
[info]ole_lukovoe wrote:
Mar. 22nd, 2007 06:44 pm (UTC)
Re: И посему, у вас вопросов больше нет.
Ну что ж, видно и королевы иногда устают на работе...


Мне просто вспомнилось как Бродский говорил о Цветаевой и Эфроне (это есть в "Разговорах"  у  Волкова) очень похожие вещи. О масштабе личности:
"Мы же - что? Какая первая и главная реакция, если что-то против шерсти? Если
стул не нравится - вынести его вон из комнаты! Человек не нравится - выгнать его
к чертовой матери! Выйти замуж, развестись, выйти замуж опять - во второй,
третий, пятый раз! Голливуд, в общем. Марина же поняла, что катастрофа есть
катастрофа и что у катастрофы можно многому научиться."

Ещё он там же говорит о "склонность к мифологизации индивидуума", как отличительной черте поэта и Цветаевой в первую очередь. Причём, чем незначительнее личность, чем больше на лицо полная катастрофа личности, тем легче ее мифологизировать.

Это можно вполне перевести на Ахматову и Лурье.

Этот пассаж так - не почесать язык, а просто мои размышления.
[info]helen_hludenko wrote:
Mar. 23rd, 2007 09:35 am (UTC)
Re: И посему, у вас вопросов больше нет.
Спасибо за понимание, Оль!
Да, я и за собой знаю склонность к мифологизации. Спасибо, что поделились мыслями.
Единственная поправка. Лурье, возможно, хороший композитор. Я не слышала музыки, потому мне очень стыдно за вчерашнее, невероятно стыдно, что я позволила себе отозваться неуважительно. Его запрещали ведь долго. Да и теперь - не знаю, легко ли найти записи.
Однако, он, при всех своих недостатках, - любил, умел любить. Да что-о, там и был в высокой степени аристократизм отношений масштабных личностей.
Тема, кстати, бесконечная. Был еще Тургенев, был Маяковский с Бриками.